В соответствии с древне китайским мировоззрением все во Вселенной, в человеке и в природе состоит из двух противоположных, не антагонистических начал: ИНЬ и ЯН.
ИНЬ и ЯН можно сравнить с полюсами магнита - северным и южным. На какие бы малые частички не разделить магнит, в каждой из них будут и северный, и южный полюсы. Аналогично, на какие бы мелкие частички не разделить Вселенную, в каждой из них обязательно будут присутствовать ИНЬ и ЯН.
Они существуют вместе и неразрывно. И не только находятся рядом, но и каждом из них присутствует частичка другого: в ИНЬ всегда присутствует ЯН, а в ЯН - ИНЬ.
ИНЬ и ЯН можно сравнить с полюсами магнита - северным и южным. На какие бы малые частички не разделить магнит, в каждой из них будут и северный, и южный полюсы. Аналогично, на какие бы мелкие частички не разделить Вселенную, в каждой из них обязательно будут присутствовать ИНЬ и ЯН.
Они существуют вместе и неразрывно. И не только находятся рядом, но и каждом из них присутствует частичка другого: в ИНЬ всегда присутствует ЯН, а в ЯН - ИНЬ.
Характеристики ИНЬ: мягкое, холодное, темное, отрицательное, инертное, пассивное, покойное. ИНЬ принято называть женским началом. ИНЬ - это ночь, зима, Луна.
Характеристики ЯН: твердое, горячее, светлое, положительное, активное, движущееся. ЯН принято называть мужским началом. ЯН– это день, лето, Солнце.
По органам человека:
ИНЬ - плотные органы: сердце, голова, щитовидная железа, селезенка, легкие, почки, матка, печень.
ЯН - полые органы: тонкий кишечник, желудок, толстый кишечник, мочевой пузырь, яичники, желчный пузырь.
Кроме того, внутренняя поверхность тела принадлежит ИНЬ, а наружная - ЯН.
А если тело условно рассечь вертикальной плоскостью, то у женщин правая половина тела считается ЯНской, а левая ИНЬской, у мужчин — наоборот.
Эти категории далеко не всегда бывают сбалансированы, потому что ИНЬ и ЯН постоянно находятся в движении, в развитии и могут как бы меняться местами, превращаясь в свою противоположность.
Например, если рассмотреть сутки, то в яркий солнечный день ИНЬ очень мало, а ЯН -много. По мере наступления вечера ИНЬ как бы произрастает из ЯН: ИНЬ увеличивается, а ЯН уменьшается. Ночью ИНЬ достигает своего максимума, а с приближением утра ЯН начинает произрастать из ИНЬ и увеличиваться, а ИНЬ уменьшаться. А в целом в сутках ИНЬ и ЯН пребывают в равновесии (это не относится, конечно к приполярным и полярным областям, где о равновесии ИНЬ и ЯН можно говорить применительно не к суткам, а к году).
По аналогии можно рассмотреть смену времен года: лето - максимум ЯН, зима – максимум ИНЬ, весна и осень - периоды перехода одной категории в другую.
Таким образом, категории ИНЬ и ЯН являются всеобщими. Они присущи любому явлению природы и обязательно присутствуют в любом направлении человеческой деятельности, так как все развивается по единым законам.
ИНЬ и ЯН должны быть уравновешены во всем: в природе, в обществе, в человеческом организме, - в противном случае возникают катаклизмы, а в организме человека - заболевания.
Так, при избытке ИНЬ и недостатке ЯН человек плохо переносит холод, предпочитает жару, постоянно чувствует себя усталым, не выспавшимся, склонен к депрессии.
При избытке ЯН и недостатке ИНЬ человек плохо переносит жару, а холод переносит легче, он вспыльчив, обидчив, агрессивен, непоседлив.
В районах Земли с избыточным ЯН возникают пожары, а с избытком ИНЬ - наводнения.
В человеческом обществе материальная часть мира относится к ЯН, а духовная -- к ИНЬ.
Если развитие материальной части значительно опережает духовную, общество нестабильно, подвержено антагонизму, приводящему к революциям и войнам.
Каждый из циклов чередования ИНЬ и ЯН состоит из последовательных фаз: рождение или возрастание - это весна, утро; максимум активности лето, полдень; упадок или угнетение - осень, вечер, и период минимальной деятельности - зима, ночь.